Гастрономические гастроли или как доплюнуть до звезды
В благополучно забытых мною трудах Карла Густава Юнга, помнится, большое внимание уделялось теории мифа. Легенды и мифы (или их персонажи?) то ли структурируют индивидуальное сознание, то ли являются проформами коллективного бессознательного. В любом случае, значимость мифа не оспаривалась даже экспериментаторами, практиковавшими в наших краях кособокий марксизм (не говоря уже об умельцах в этой области незнания, таких, как Фуко, Бахтин и иже с ними). Забавно было наблюдать попытки так называемых материалистов произвести селекцию архетипов. Горько сознавать, что нынешним садовникам удалось намного большее. На земле весь род людской чтит, наконец-то, один кумир священный.
Утвердившийся на планете монотеизм то ли подчинил, то ли растворил в себе менее жизнеспособные культы вместе с их шаманами. Культовые, не побоюсь этого слова, фигуры недавнего прошлого, пучеглазые плезиозавры советского рока (и не менее советской эстрады) выползли (как метко заметил легендарный А. В. Макаревич) из мутных и тёмных глубин прошлого на ослепительно белые лужайки Куршавеля, гигиенические пляжи Флориды, Ниццы и Бали. И хотя их основная кормовая база по причине плотности ботвы находится на наших равнинах и пажитях, легендарные личности длят свою биографию и за пределами «многострадального отечества», неплохо стимулируя аппетит (или органично дополняя гастрономические изыски) наших поймавших за хвост синюю птицу гурманистых сограждан. («Тебя, как краба, к кьянти подают» – не менее метко подметил неувядаемый Газманов лет надцать назад).
Забавно, наверное, было бы подчинить себе мифический персонаж: оседлать дракона (или Пегаса), поселить в аквариуме русалку, на худой конец, доплюнуть до Солнца. Но, слава Творцу, есть пока пределы у человеческих возможностей, поэтому нежадным и небедным людям развлекаться приходится если и не в пределах разумного, то в пределах доступного. А доступность большинства светящихся в СМИ опознаваемых объектов (проще, конечно, было бы сказать «звёзд») стала беспредельной. Вместо пресловутой русалки к кьянти (да хоть и к пиву) можно заказать (да-да, Андрей Вадимыч, «меня заказали», ум-ца-ца!) и Русалку, и одинокого Дельфина, и даже Аквалангиста, органично совмещая праздник желудка и танец живота. Жалко только, что не дожили до нынешних дивертисментов Гомер и Высоцкий. Ну да не страшно. Нынешняя эпоха (пардон за оксюморон) успешно продуцирует небрезгливых скоморохов самых высоких уровней талантливости. Хотя, причём тут брезгливость? Ведь, если верить Веспасиану, деньги не пахнут? Близятся, видимо, времена, когда искусство будет сопровождать пищеварительный процесс до самого его логического конца? Во всяком случае, поющие унитазы производства неутомимой Японии уже существуют и не первый год.
До Солнца, повторюсь, не доплюнешь, а вот до звезды... Правда, видимо, недёшево?